«Нелюбовь» – искусство резать по живому

В российских кинотеатрах стартовал показ недавно прогремевшей на Каннском фестивале «Нелюбви» Андрея Звягинцева. В Анапе сеансов на громкую премьеру выделено всего два (для сравнения у «Чудо-женщины» их по десять на дню), однако ажиотажа у касс не наблюдается. То ли большинство зрителей предпочитает разжижающее мозг поп-корн-муви, то ли люди не хотят тратить деньги за то, что именуется «кино не для всех», но скорее, всё сразу. О том, почему «Нелюбовь» сродни хирургической операции на сердце, наш материал.

Каждый фильм Звягинцева – это всегда событие. Его работы считают за честь взять в конкурсную программу престижные мировые кинофестивали, и среди полнометражных лент режиссёра нет ни одной, не отмеченной наградами того или иного кинофорума. 

Уже дебютная картина режиссёра «Возвращение» завоевала главный приз венецианского фестиваля «Золотой лев», а также множество других наград. Затем были «Изгнание», «Елена» и получивший в нашей стране серьёзный резонанс «Левиафан», который расколол поклонников мастера на два непримиримых лагеря. Одни называли наполненную библейскими аллюзиями ленту откровенной антироссийской агиткой и обвиняли режиссёра в чрезмерном увлечении чернухой, другие восхищались смелостью автора, не боящегося открыто и вызывающе высказываться о существующих в стране проблемах. 

Было крайне интересно узнать, за какую тему возьмётся Звягинцев после «Левиафана», и для многих ценителей его творчества стало неожиданным, что маэстро вернулся к камерному кино, которое, впрочем, ничуть не уступает предшественнику ни по глубине, ни по драматизму.

«Нелюбовь» – история среднестатистической семьи, в существовании которой не осталось места для романтики: отношения Бориса и Евгении напоминают поле боя, где каждый участник поединка едким словом или оскорбительным действием старается сделать партнёру-сопернику как можно больнее. Квартира – бывший семейный очаг – выставлена на продажу, да и у каждого из супругов давно образовались романы на стороне. 

Сильнее всего от ситуации страдает 12-летний сын Алёша – тихий, эмоциональный мальчик, который разводящимся родителям представляется никому не нужной обузой. Вместо того чтобы договориться, с кем останется ребёнок, родители нервно перепихивают его друг дружке, в итоге склоняясь к тому, чтобы просто отдать его в интернат.

Подслушавший очередную ссору родителей Алёша (не услышать невозможно, ибо диалоги здесь давно ведутся лишь на повышенных тонах)  не выдерживает нервной встряски, в порыве отрицания всего и вся убегает прочь из дома и… пропадает. Начинаются поиски: тяжёлые, изнурительные и бесплодные. Причём они отнюдь не сплачивают родителей, как это часто происходит в мелодрамах. Накопившееся раздражение лишь продолжает разъедать их изнутри.

В процессе повествования режиссёр делает несколько «меток»: с помощью звучащих по радио и ТВ новостей можно узнать, что основное действие фильма разворачивается в конце 2012 года – в канун ожидаемого по календарю племени майя конца света, который так и не наступил. Если не брать в расчёт полный апокалипсис чувств, в котором ежедневно варятся главные герои. 

Нелюбовь – отнюдь не только их болезнь: она проникла повсюду. Эмоции уступили место механике и рефлексу: офисы с приклеенным к мониторам безликим персоналом, столичные салоны красоты, пафосные рестораны наполнены людьми, напоминающими роботов. Здесь никому и не до кого нет дела. Так, для Жени кажется более важным сделать удачное селфи, чем узнать у своего сына, что его беспокоит и почему он бежит из квартиры так, словно за ним гонится свора собак – без оглядки, со всех ног, в никуда… 

Операторская работа Михаила Кричмана – постоянного соратника Андрея Звягинцева – как обычно филигранна и изобретательна. Некоторые ракурсы способны удивить даже опытного киномана. Кричман геометрически выстраивает каждый кадр, добивается одновременно и эффекта присутствия, и предельной выстроенности композиции.

В одном из свежих интервью режиссёр, известный стремлением к перфекционизму, рассказывал, что некоторые сцены снимались не по одному десятку дублей – Звягинцев хотел достичь максимальной естественности и совершенства. Причём такое отношение распространялось не только на ключевые сцены, но и на все остальные: например, делающие селфи девушки в ресторане повторяли свои ужимки со смартфоном 25 раз, а сцену, когда дети выходят из школы после уроков, Звягинцев заставил снимать 36 (!) раз, пока не добился желаемого.

Многие зарубежные критики увидели в «Нелюбви» жутковатый диагноз, поставленной всей нашей стране, где совсем не осталось места истинным чувствам, однако проблематика фильма намного глубже и универсальнее. Драма будет понятна и злободневна в любой стране мира. Везде есть женщины, которые не выпускают из рук смартфоны, всё свободное время маниакально перелистывая странички соцсетей. Везде есть мужчины, которые ищут связей на стороне. И, к сожалению, везде есть дети, которые не нужны своим родителям.

Финал ленты оставляет зрителя самому решать, чем завершилась эта история. А главное, заставляет задуматься. Благодаря крайне достоверной, естественной и натуралистичной постановке (пара эротических сцен, к примеру, снята так прямо и откровенно, что даже чувствуешь неловкость, словно подглядываешь за чужой страстью) многие зрители волей-неволей примерят эту ситуацию на себя. 

Звягинцев выступает в роли опытного, напрочь лишённого ненужной жалости к пациенту врача. Он проводит операцию без наркоза, режет по живому, делает свою работу точно, мастерски и без лишних сантиментов. Только так можно достучаться до сердец зрителей, и, возможно, хотя бы часть из них, выйдя из кинозала в полном молчании (здесь никто не смеётся и не хрустит чипсами), задумается, насколько глубоко вынесенная в заглавие нелюбовь проникла в наши души.

Фото с сайта kinopoisk.ru

Сергей Лёвин

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов