Искусство разрушать

«Какой кошмар, разве это искусство?» «Уберите это из экспозиции, оно подрывает традиционные устои!» Как часто мы слышим такое в отношении современного искусства, но задумываемся ли над тем, откуда у творцов тяга к разрушению, выражаясь языком критиков, к «деструктивному постмодернизму»?

Кризис формы и эта самая «тяга» началась задолго до современности. В XV веке нидерландский живописец Ян ван Эйк ввел новый летучий компонент в масляную краску, позволивший контролировать процесс высыхания полотна. Мастер также достиг небывалых живописных высот, достаточно вспомнить его Гентский алтарь (создан около 1432 года). А поколение художников эпохи Возрождения, пришедшее ему на смену, довело искусство изображения человеческих тел и лиц, животных и даже драпировок до близкого к абсолютному совершенству. Что досталось уже следующему за ними поколению? Они видели рисунки и полотна Да Винчи и Микеланджело, Дюрера, Тициана и Рафаэля и с ужасом понимали, что при всем старании и мастерстве создать нечто более прекрасное в том же ключе вряд ли возможно.

И тогда мастера эпохи маньеризма стали намеренно искажать черты своих моделей. Так появилась знаменитая «Мадонна с длинной шеей» (1535 год), «Автопортрет в зеркале» (обе написаны Пармиджанино) и другие работы, не канувшие в историческую реку забвения только потому, что у модели на первой картине оказалась непропорционально удлинена шея, а у автопортрета – искажена выпуклым зеркалом рука. Маньеризм – это фактически первое течение в мировом искусстве, где художнику пришлось жертвовать достоверностью изображаемого только лишь затем, чтобы быть узнаваемым, иметь собственную манеру и не выглядеть подражателем предыдущему поколению творцов. При этом технический уровень живописи маньеристов оставался достаточно высоким.

Какую бы живописную эпоху мы не рассматривали вслед за маньеристами, некая часть мастеров всегда отходила от общепринятых норм, невольно разрушая старое и создавая нечто совершенно новое. Даже такие признанные нашими современниками мастера кисти, как Делакруа, Ван Гог и Моне вызывали общественное порицание в годы своей жизни. Критики и простые обыватели не скупились на ругань, тому же Делакруа твердили, что он «пишет пьяной метлой», а Клода Моне обвиняли в «расстройствах зрения». Непонятые обществом полотна снимали с выставок и упоенно ругали в периодике. 

И самое главное, свежий взгляд на живопись от тех, кого мы сегодня называем гениями, во времена их жизни яростно противопоставляли «официальному», салонному искусству и академизму. Задача того была достаточно проста: подражать мастерам эпохи Возрождения и одновременно быть понятным каждому. Так мощные торсы фресок Микеланджело в салонной живописи деградировали до шаблонных томных поз, выражения лиц стали расслабленными и без аффектации, а окружающий пейзаж принял обязательство быть безмятежным и едва намеченным. Вряд ли можно считать подобную однообразную, повторяющуюся с завидным постоянством от полотна к полотну и даже от мастера к мастеру приторную «конфету» настоящим искусством, призванным соревноваться во всем с самой жизнью.

К ХХ веку лояльность публики к живописным экспериментам возросла настолько, что снова как никогда остро встала проблема формы, ее необходимо было кроить, рушить и тотально менять – чтобы в конечном итоге на ее обломках создать нечто новое под стать своему времени. Только на этот раз разрушать приходилось больше. И, как ни странно, с точки зрения мирового искусства, в этом нет ничего ужасного. 

Василий Кандинский пришел к своим разноцветным черточкам и сферам, однажды залюбовавшись собственным реалистичным полотном, поставленным на бок. Пабло Пикассо считал, что высшее достижение для художника – писать так же искренне, не заботясь о живописной форме, как это делает ребенок. Сальвадор Дали нещадно гнул и вытягивал фигуративных представителей собственных полотен, совмещая их в причудливых сочетаниях, напрямую уподобляя сну и человеческой фантазии. 

За ними пришла «Бульдозерная выставка» 1974 года, участники которой прославились на весь мир благодаря тому факту, что их не поняли, разогнали, а работы сожгли. 

Сегодня в арт-среде царствуют хэппенинги и перфомансы. Искусство окончательно освободилось от формы, вышло на улицы и сцены и пытается напрямую донести самые главные мысли до удивленной публики. Разрушается само привычное для нас пространство полотна, с помощью которого с нами «говорили» художники. Так, Heather Hansen сочетает процесс создания рисунка и танец, визуализируя траекторию жестов и па на бумаге. Но и статичным перфомансом можно рассказать многое. Например, как колко и неуютно засыпать одной, словно лежишь на постели из колючей проволоки, как это нам продемонстрировала в рамках экспозиции китайская художница Чжоу Цзе. Арт-группа Pony Express создала выставку под открытым небом, где наглядно показала, что все мы «дети цветов», но в то же время растительному миру не чуждо насилие. Более того, сама природа приветствует разрушение как часть собственного ежедневного уклада. Даже самые красивые цветы однажды увянут, превращаясь в удобрения и безликую почву. А на их месте непременно вырастут новые, ещё более прекрасные, хотя и не всегда такие, какими мы ожидаем их увидеть.

Дарья Тоцкая, арт-эксперт, член Союза журналистов России, член Профессионального Союза художников России

(автор использованного арта Heather Hansen)

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов