Год российского кино: «Экипаж» в полёте, «Дуэлянт» в пролёте

Подходит к завершению Год российского кино, и это хороший повод, чтобы вспомнить, какие фильмы на протяжении этих 12 месяцев радовали публику, включая зрителей Анапы, и приносили прибыль кинокомпаниям, а какие оставляли недоумение и даже разочарование.

Самым коммерчески успешным отечественным проектом 2016 года стал «Экипаж» режиссёра Николая Лебедева. Ремейк популярнейшего советского фильма-катастрофы (создатели уверяли, что сценарий – оригинальный, но не убедили) штурмовал прокат с напором бросающегося в бой берсеркера. В его активе был звёздный актёрский состав (Данила Козловский, Владимир Машков и многие другие), формат IMAX 3D, качественные спецэффекты, зрелищные сцены и не бесспорный, но внятный сценарий. В итоге при бюджете в 650 млн рублей «Экипаж» заработал полтора миллиарда – это, между прочим, 18% от общей суммы, покорившейся российским фильмам, – практически пятая часть! Также блокбастер заманил в кинотеатры 5,38 млн зрителей, и это отличный показатель. Если, конечно, не сравнивать его с «Экипажем» 1979 года, на который приобрел билеты 71 миллион советских граждан…

kinopoisk.ru-Ekipazh-2714911

Намного печальнее сложилась судьба у ещё одного крупнобюджетного российского фильма. Историческая драма «Дуэлянт» режиссёра и сценариста Алексея Мезгирёва при колоссальных вложениях в 725 млн рублей сумела заработать в прокате лишь 377 миллионов и стала самым громким провалом года. Не помог ни актёрский состав первого эшелона (снова Владимир Машков, на этот раз в дуэте с Петром Фёдоровым), ни старательно нарисованные на компьютере декорации Петербурга полуторавековой давности, ни уникальный реквизит.

kinopoisk.ru-Duelyant-2788540

Впрочем, сценарий «Дуэлянта» оставлял слишком много вопросов, был небрежен и местами притянут за уши. Да и тема дуэлей, чести и оскорблённых дворян широкому кругу зрителей показалась неинтересной. Не повезло и «Ледоколу», который снял Николай Хомерики. Ещё один крупный проект (бюджет – 10 млн долларов) с замечательными актёрами (Пётр Фёдоров, Александр Яценко, Сергей Пускепалис), интересным, держащим в напряжении сценарием, яркими персонажами и добротными, хотя и не голливудскими спецэффектами едва-едва отбил половину затраченной на создание суммы – 5,4 млн долларов. И это при том, что наши зрители любят фильмы-катастрофы и качественное, основанное на реальных событиях кино, характерным представителем которого является «Ледокол».

kinopoisk.ru-Ledokol-2789199

Чудеса коммерческого успеха продемонстрировала комедия «Жених», снятая резидентом Comedy Club Александром Незлобиным и объединившая популярных медиа-лиц: от вездесущего Сергея Светлакова до кавээнщицы Ольги Картунковой. При скромном бюджете в 1,5 млн долларов не представляющая художественной ценности пустышка заработала в 5 раз больше (7,7 млн долларов)!

Неплохо выступила в прокате и комедия поумнее. «День выборов 2» от хохмачей-театралов из «Квартета И», хотя и вышел беззубее и откровенно слабее первой части, сумел заработать 314 млн рублей при бюджете в 160 миллионов.

Более-менее успешным оказался спортивный байопик «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» режиссёра Артёма Аксененко, повествующий о становлении и победах олимпийских чемпионов Александра Карелина, Светланы Хоркиной и Александра Попова. Судьбы людей, за которых болели миллионы, всегда привлекают внимание, и фильм, несмотря на некую неуклюжесть постановки и схематичность сценария, при бюджете в 90 млн рублей заработал 172 миллиона. Очень неоднозначно сложилась судьба отечественных полнометражных мультфильмов. Изрядную сумму в 750 млн рублей при всей своей вторичности и художественной беспомощности принёс создателям «Иван Царевич и Серый Волк 3». Помогла дата релиза – новогодние каникулы, когда россияне традиционно массово выбираются в кинотеатры.

Куда меньше повезло мультику «Смешарики. Легенда о золотом драконе», который, несмотря на любимых детьми и зрителями постарше персонажей, продуманные шутки и нестыдную компьютерную анимацию, при весьма солидном бюджете в 15 млн долларов собрал в прокате печальную для создателей сумму в 3,9 млн долларов и, видимо, поставил крест на полнометражном продолжении франшизы.

Очень скромно выступил в прокате замечательный «Хороший мальчик». Обладатель гран-при сочинского «Кинотавра» с лёгкостью завоевал любовь критиков оригинальным сценарием, который парадоксально объединял современные и классические киноприёмы. Также ленту отличал хороший юмор и прекрасные актёрские работы: блистал исполнитель главной роли Семён Трескунов, а также не менее колоритные второстепенные персонажи в лице Константина Хабенского и Михаила Ефремова. Однако до массового зрителя «Хороший мальчик» достучаться так и не смог, заработав 74,5 млн рублей при бюджете в 54 миллиона. А жаль, ибо комедия о взрослении у режиссёра Оксаны Карас получилась просто отличная – непошлая, добрая и лиричная.

kinopoisk.ru-Horoshiy-malchik-2833259

В число самых громких провалов года угодил фэнтези-боевик «Ночные стражи» режиссёра Эмилиса Веливиса. На съёмки истории об окутанной тайной московской спецслужбе, противостоящей упырям, ведьмам и прочим сверхъестественным существам, была выделена внушительная сумма в 230 миллионов рублей, однако ни летняя дата релиза, ни эффектные постеры с лысым Ярмольником с вертолётным пулемётом наперевес действия не возымели, и сомнительная калька «Людей в чёрном» и «Призрачного патруля» заработала всего лишь 32 млн рублей.

Список фильмов-неудачников пополнила и военная драма «Герой», снятая Юрием Васильевым. Лубочная история о вечной любви с Димой Биланом в главной роли при бюджете в 7 млн долларов кое-как сумела собрать полтора миллиона и если и оставила след, то разве что в сердцах самых преданных фанатов поп-певца.

Провалилась в прокате «Дама Пик» опытнейшего Павла Лунгина. Отсылающий и к тексту Пушкина, и к опере Чайковского, и к современным реалиям триллер не спасла ни Ксения Раппопорт в главной роли, ни мощная рекламная кампания на центральных телеканалах, ни приличная критика. Даже при скромном бюджете в 3,5 млн долларов «Дама» сумела принести создателям всего 448 тысяч долларов.

Интереснее всего было наблюдать за судьбой «28 панфиловцев». Средства на создание этого наделавшего шума задолго до релиза фильма в течение нескольких лет собирали всей страной с помощью системы краудфандинга. Настоящие энтузиасты Андрей Шальопа и Ким Дружинин сняли военный боевик с трепетным отношением к теме, понимая ответственность и перед тысячами людей, которые пожертвовали им свои деньги, и перед ветеранами. И проект удался! Затрачен на него был 1,7 млн долларов, сборы на данный момент составляют 4,6 млн долларов, и прокат ещё не завершён.

kinopoisk.ru-Dvadtsat-vosem-panfilovtsev-2806174

Шествие по российским экранам продолжает ещё один резонансный проект «Землетрясение». Назвать его сперхуспешным сложно. При затратах в 200 млн рублей у новой ленты режиссёра Сарика Андреасяна, ранее специализировавшегося преимущественно на низкопробных комедиях, в копилке менее 100 миллионов, и уже сейчас понятно, что драма о трагических событиях, произошедших в Армении в 1988 году, вряд ли достигнет порога самоокупаемости.

В целом, картина для отечественного кино складывается далеко не оптимистичная. Финансово затратные и технически сложные проекты нередко оказываются убыточными. Всё чаще «выстреливают» посредственные комедии да сиквелы-триквелы-квадриквелы мультсериалов, которые с каждой новой частью становятся всё более невыносимыми. Наверняка очередной эпизод приключений «Трёх богатырей», выходящий под Новый год, принесёт создателям сверхприбыль, однако даже по трейлеру понятно, что мультфильм – очередная спекуляция на многократно реализованных идеях.

Очевидно, что разнообразные меры по поддержке родного кинопродукта, включая искусственное завышение возрастного рейтинга для голливудских проектов и сокращение их сеансов, не приносят плодов. Видимо, причина коммерческих неудач большинства наших фильмов кроется в чём-то другом, и нашему минкульту стоит акцентировать внимание не на бессмысленном бодании с фабрикой грёз, а на более активной раскрутке лучших образцов новейшего российского кино вроде «Ледокола» и «Хорошего мальчика», рекламные кампании которых трудно назвать эффективными.

kinopoisk.ru-Viking-2828543

Завершит Год кино масштабный исторический эпик «Викинг», который выйдет совсем скоро, в конце декабря. Бюджет у него огромный – 1 млрд 250 млн рублей, и фильму надо будет очень постараться, чтобы окупиться и тем самым доказать, что вкладывать солидные средства в наши фильмы всё-таки стоит. Хотя бы ради того, чтобы у массового зрителя не иссякла вера в отечественный продукт и желание поддержать его самым простым способом – покупкой билета в кинотеатр.

Фото с сайта kinopoisk.ru

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов