Драматург Юлия Тупикина: «Использовать театр для развлечений - это все равно, что забивать микроскопом гвозди»

C драматургом из Анапы Юлией Тупикиной, чья пьеса «Вдох-выдох» вошла в тройку лучших, написанных в этом году, городской портал Anapa.Life поговорил о цензуре в искусстве, о том, что такое безопасные пьесы и какова миссия современных театров.

– Ваша пьеса «Вдох-Выдох» попала в список лучших в 2016 на конкурсе драматических произведений «Кульминация». Как проходил отбор?

– Для того, чтобы попасть в «Кульминацию», нужно было поучаствовать в любом другом драматургическом конкурсе, там победить. И далее жюри отбирало одну-две пьесы из своего шорт-листа для их участия в «Кульминации». В общем-то, непростой и длинный путь нужно было пройти. Пьеса «Вдох-выдох» попала на «Кульминацию от конкурса «Действующие лица».

– Вы по образованию журналист?

– Да. И кинодраматург. Это образование я получила после журналистского. Я не так давно стала писать пьесы – с 2012 года.

– Вам помогла журналистика в профессии драматурга?

– Конечно. Высшее филологическое образование всегда помогает писать тексты. Нас учили хорошей литературе – и зарубежной, и русской. Был огромный объем чтения. Это было хорошее литературоведческое образование.

– Я имею в виду не образование, а профессию журналиста. Например, драматург Сергей Медведев говорит, что когда он стал журналистом, через него проходило множество людских историй и это подтолкнуло его писать пьесы. У вас чего-то подобного не было?

– Нет, потому что я довольно быстро перестала заниматься журналистикой и занималась пиаром. Но людские истории проходили через меня, как через обычного человека, который просто живет среди людей.

– Был какой-то момент, после которого вы поняли, что хотите писать пьесы?

– Да, был. Я случайно попала на фестиваль «Любимовка» в Театре.Док, и меня он впечатлил. И я подумала, что это какая-то очень настоящая, живая литература. Очень современная и свободная. Я поняла, что хотела бы очутиться на этом фестивале в качестве участника. Но единственный способ, чтобы на этом фестивале прочитали пьесу – это написать ее. А я тогда не написала еще ни одной и вообще не была увлечена театром. Но фестиваль «Любимовка» развернул меня на 180 градусов. Первая пьеса была очень слабая, графоманская, естественно, ее ни один конкурс не заметил. Но через год я действительно попала на «Любимовку» в театр.doc с пьесой «Ба».

– Это была большая удача для вас?

– Конечно, я была новичок и такого стремительного успеха не ожидала. Но первый фестиваль, на котором меня заметили, случился еще раньше. Это был фестиваль «Евразия» в Екатеринбурге. Его организовал Николай Коляда (известный драматург и театральный режиссер – прим. авт.) Там была представлена моя пьеса «Бэби-Блюз», она про матерей, которые испытывают послеродовую депрессию. И она тоже имела успех.

– Вы используете современную технику вербатим при написании пьес?

– Вербатим – это как раз и есть журналистика. Только ты не задаешь вопросы, а просто слушаешь монологи людей, а потом ты можешь сделать из этих монологов как документальную пьесу, так и художественную. Но я не люблю документальный театр за редкими исключениями. Например, мне понравился документальный спектакль о бездомных«Неприкасаемые», который поставил Михаил Патласов в Санкт-Петербурге . В нем играют реальные люди. И все тексты там – это настоящие диалоги и монологи, а все истории – реальные.

– Какова, на ваш взгляд, миссия, цель театров сегодня?

– Это заниматься современностью, настоящим временем. Не в стотысячный раз ставить Шекспира, Чехова, Островского, а говорить о современных людях и проблемах. Это не то, что бы обязанность театра, это его предназначение. Собственно, ради этого и был создан античный театр. А сейчас все чаще стараются ставить безопасные произведения классиков. Это для режиссера территория, на которой его не будут трогать. Многие театры вообще не замечают современных драматургов. Они не интересуются новыми именами, шорт-листами драматургических конкурсов. Для них идеальная пьеса- это комедия 19 века с бородатыми шутками, и миллион раз уже поставленная, типа «Ханумы». Миссия искусства – не развлекать, а задавать вопросы. Использовать театр для развлечений-это все равно, что забивать микроскопом гвозди.

– Вы сказали слово «безопасный». Вы считаете, что у нас есть темы, которые опасно поднимать?

– Да у нас таких тем полно! У нас к тому же свирепствует жуткая пропаганда. Сейчас о многих вещах говорить опасно. Посмотрите, что происходит со спектаклем «Все оттенки голубого», который поставил Аркадий Райкин. (спектакль заподозрили в нарушении запрета о гей-пропаганде – прим. авт). Без конца жалобы на этот спектакль. Жалобы от оскорбленных православных и других, кто понял, что сейчас прекрасное время для того, чтобы доносить и запрещать. Так что безопасное искусство – это когда ты не высовываешься с какой-нибудь острой темой. Мы могли бы сейчас, как вся Европа поднимать темы гендера и мультикультурализма, а мы возвращаемся в Средневековье.  Мы наблюдаем, как государство поощряет таких душевнобольных, которые называют себя православными и прикрываются верой. Тем более, с таким патриархом, как у нас, это стало очень легко делать. Например, спектакль режиссера Константина Богомолова «Гаргантюа и Пантюгрюэль» вызвал у многих зрителей в Красноярске возмущение. Так называемые верующие были оскорблены текстом Франсуа Рабле. Они обвинили во всем режиссера, хотя он просто взял самые интересные хрестоматийные части произведения и поставил спектакль. Вообще все движется к тому, что скоро в театрах будут ставить героические пьесы про Сталина, Ленина, Путина и так далее.

– А в Анапе с театром все плохо?

– Не то что плохо – здесь его вообще нет. В каком-нибудь Минусинске (город в Красноярском крае – прим. авт)  на 60 тысяч человек есть театр, который получает «Золотые маски»,  а Анапа – абсолютно не театральный город. Есть здание театра, но там вместо театра работают детские танцевальные секции. Кубань, конечно, территория очень своеобразная. Здесь люди из станиц, и они хотят видеть свою станичную культуру. А станичная культура - это пьеса «Свинарка и пастух». Все! Это потолок. Я не говорю про всех жителей Кубани, я говорю про большинство, которое всех подавляет. Я живу в Анапе, но все культурные интересные события посещаю в других городах.

– А в Анапе вы не хотите развивать театральную жизнь?

– Нет, мне это не интересно. Я не менеджер и не продюсер. Я драматург. Моя задача – тихо сидеть дома и писать пьесы. А театральную жизнь в Анапе пусть развивает кто-то другой.

Фото: из личного архива драматурга.

Анапа драматург ЮлияТупикина театр
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
226 просмотров в августе
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Традиционная картина для Анапы ближе к пляжам - птицы, рептилии и животные на руках, плечах и стойках у фотографов, лезущих к вам прямо в лицо и предлагающих фото на память. Для некоторых приезжих эта услуга востребована - как никак экзотические представители фауны, которые можно ассоциировать с югом, пусть и с натяжкой для знатоков. Однако большинство отдыхающих эти группы "вымогателей и живодеров" раздражают, а животные вызывают сочувствие. Часто птицы и...
Власть
В Анапе общественные активисты и неравнодушные жители давно задаются вопросом - какова стратегия развития территории, на которой мы живем? Куда двигаемся и к чему идем? Анапа останется курортом или превратится в приморский мегаполис? Как сохранить ее туристско-рекреационный потенциал от нашествия высотных жилых комплексов и, как следствие, ухудшения экологии моря? Перенаселенная Анапа сможет обеспечить комфортной отдых на чистом побережье с достойным серви...
Общество
Прошел ровно месяц с той даты, когда в Краснодарском крае ввели взимание курортного сбора. В этом году сумма эксперимента (как назвали его краевые власти - прим. ред.) составляет 10 рублей с каждого совершеннолетнего отдыхающего. Собранные деньги должны потратить только на улучшение инфраструктуры курортных городов. Курортный сбор туристы оплачивают официальным операторам в гостиницах, хостелах и санаториях, а те, в свою очередь, перечисляют "налог на отды...
Культура
Блоггер "Независимой газеты" Станислав Секретов представил рецензию на "Северные заметки о южных краях" российского писателя Алексея А. Шепелёва, живущего в нашем городе. В них Анапа представлена, как город контрастов: коты, птички и перфораторы. Заметки вышли в 7 номере питерского журнале "Нева", который в скором времени можно будет приобрести в онлайне. Приводим текст "НГ" без изменений и сокращений.  Записки натуралиста Город контрастов: коты, птички и...
Культура
В преддверии Дня российского кино (отмечается 27 августа - прим. ред.) во всех кубанских городах в субботу, 25 августа, пройдет акция "Ночь кино 2018". Организаторы заявили, что в этом году будут работать в крае 327 киноплощадок, на которых покажут бесплатно фильмы и пройдут различные конкурсы, викторины и представления. "Ночь кино 2018" в Анапе стартует в 19:00 25 августа, а уже в 20:00 бесплатно покажут три российских фильма. В 20:00 - мультфильм «Послед...
Общество
В Анапе подходит к концу летний сезон, который плавно перейдет в "бархатный", а администрация курорта уже готовится к следующему. На недавнем краевом заседании межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, в котором приняли участие руководители профильных министерств и главы муниципальных образований региона, вице-губернатор Анатолий Вороновский поддержал инициативу властей Анапы по разгрузке основных городских магистралей. Было...
Криминал
В Анапе в кафе у маяка на набережной около 14:50 произошла поножовщина. Мужчина (на фото) напал на шашлычника и сильно изрезал ножом ему руку, которой отбивался пострадавший. Сотрудники кафе смогли обезвредить лиходея, скрутить его и связать ему руки. "Скорая" уже оказала помощь пострадавшему, в настоящее время его жизни ничего не угрожает. Очевидцы вызвали полицию. Истинная причина конфликта пока неизвестна. Как сообщал ранее портал "Анапа Лайф", подобный...
Общество
В Анапе прошла проверка пляжей на Большом Утрише, поселка Витязево, Бугазской косы и 40-летия Победы. "Мобильную группу" оперативного штаба из Краснодара по мониторингу ситуации на курортах возглавил министр курортов Краснодарского края Христофор Константиниди - лично проверивший анапские пляжи (на снимках внизу).  В ходе инспекции выяснилось, что на пляжах Большого Утриша главные недочеты связанны с обустройством пляжной территории, обеспечением безопасно...
Общество
На общегородском планерном совещании, которое прошло 12 августа, были озвучены сферы подконтрольные новому 1-му заместителю главы. Это вопросы санаторно-курортного комплекса, муниципального контроля и капитального строительства. Первое поручение Сергею Петрову - установить контроля за ситуацией в Витязево, где выявлена проблема загрязнения территории мусором и распространения амброзии. Отмечено, что проблема неприглядного состояния обнаружена так же в Гост...